Цветовой круг — правила подбора цветовых сочетаний

Цветовой круг — правила подбора цветовых сочетаний

Цветовой круг – это набор цветов, расположенных по окружности в соответствии со спектром. Родственные цвета помещаются рядом друг с другом, дополнительные цвета – напротив.

цветовой круг1

Цветовой круг можно использовать для выбора цветов в окрашиваемых помещениях. С его помощью можно получить необходимое сочетание цветов.

Дополнительные цвета (вторичные)
При смешивании двух основных цветов в одинаковых пропорциях получают цвета, называемые дополнительными (вторичными):

  1. Красный, смешанный с желтым, дает оранжевый.
  2. Синий, смешанный с желтым, дает зеленый.
  3. Красный, смешанный с синим, дает фиолетовый.

Третичные цвета
При смешивании равных частей сопредельных основных и дополнительных цветов получают следующие цвета:

  1. Желтый с зеленым = желто-зеленый.
  2. Зеленый с синим = сине-зеленый.
  3. Синий с фиолетовым = сине-фиолетовый.

Можно бесконечно расширять данный спектр цветов, пока он не превратится в непрерывный спектр или цветовую радугу.

цветовой круг2

Оценка цветов
Каждый цвет имеет определенные качественные характеристики. Это тон, оттенок, степень «осветленности», яркость цвета.

Расцветка – значение этого слова совпадает со значением слова цвет.

Осветленность – показывает насколько цвет светлый или темный.

Яркость – показывает насколько цвет яркий или грязный. Нельзя путать яркость с осветленностью.

Тон – каждый цвет может различаться по степени осветленности. Если добавить красный цвет в белый, то получится розовый тон. Этот тон с высокой степенью осветленности. Красный цвет сам по себе имеет более низкую степень осветленности. Чем темнее цвет, тем ниже его степень осветленности. Тон получают, добавляя колер в белый цвет. Оттенок получают, добавляя колер в цветную или черную базу.

Дополнительные цвета
Два цвета, расположенные в цветовом круге друг напротив друга, называются дополнительными друг другу. При смешивании двух дополнительных цветов в одинаковых пропорциях получается черно-серый цвет. Если небольшое количество цвета добавить к его дополнительному цвету, то цвет станет темнее.

Дополнительные (или противоположные) пары следующие:

  1. Красный — зеленый;
  2. Синий — оранжевый;
  3. Желтый — фиолетовый.

Заметьте, что каждая пара состоит из одного основного и одного дополнительного цвета.

Термины, относящиеся к дизайнерскому цветовому оформлению «Прямое дополнение» – это контраст каких-либо двух цветов, которые противоположны друг другу на цветовом круге. Желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый.

03_benjamin_moore_цветовой_круг

Комната может быть украшена двумя дополнительными цветами одновременно с целью достижения драматического эффекта.

«Дробленое дополнение» – это дополнительный цвет и сопредельный цвет противоположного дополнительного цвета.

«Триада» – три цвета, равноудаленные друг от друга на цветовом круге.

«Двойное дополнение» – использование в оформлении двух пар цветов, причем каждая пара состоит из прямых дополнений, создающих ощущение гармонии цвета.

«Взаимное дополнение» – удачное сочетание аналогичных или сопредельных цветов.

«Монохромный» – сочетание тонов и оттенков одного и того же цвета.

Важность понимания дополнительных цветов очевидна. Если дилер не следует формуле цвета в точности, то это грозит проблемой несовпадения цветов.

Некоторые правила, которым следует придерживаться при смешивании цветов

  1. При смешивании цветов «на глаз» всегда используйте цвета прямого дополнения, чтобы нейтрализовать цвет (приблизить к серому).
  2. Так как нет цветов, которые были бы абсолютно белые, то формула должна быть строго выдержана. По многим техническим причинам база может содержать намек на цвет, например синий. Сочетание колорантов в выбранном цвете тщательно выверено, чтобы нейтрализовать намек на присутствие цвета в базе в ходе перемешивания.

Основная концепция в использовании цветов

Внутренние поверхности

Красный, оранжевый и желтый (и их оттенки) считаются теплыми цветами. При использовании очень светлых оттенков этих цветов создается эффект уменьшения размеров комнаты.

Фиолетовый, синий и зеленый относят к холодным цветам и делают комнату больше, чем она есть на самом деле. Тем не менее, если использовать очень яркие и светлые оттенки этих цветов, то можно зрительно уменьшить комнату.

Следующие правила помогут вам выбрать цвет

  1. Маленькие площади. Рекомендуется красить стены, молдинги и обналичку в светлые, холодные цвета, которые помогают комнате выглядеть больше.
  2. Большие объемы. Темные, теплые цвета делают комнату меньше и уютней.
  3. Длинные, узкие комнаты. Рекомендуется красить противоположные маленькие стены более темным цветом, что создает эффект близости двух стен, улучшая визуальное восприятие размеров комнаты.
  4. Квадратные комнаты. Для акцентирования внимания покрасить другим цветом одну стену напротив входа.
  5. Поток цвета. Эффект потока цвета используется при покраске соединяющихся комнат, с целью создания эффекта пространства. К примеру, когда обеденная комната соединяется с гостиной, то обе комнаты могут быть покрашены одинаковым цветом. Если к тому же использовать одинаковое половое покрытие, то создается эффект протяженности (пространства).
  6. Покраска труб и радиаторов. Трубы, радиаторы парового отопления, пожарные выходы рекомендуется окрашивать тем же цветом, которым покрашена прилегающая стена.
  7. Традиционное представление цвета в комнате. Традиционно, полы – самая темная часть комнаты, стены обычно светлее, потолки — самые светлые, хотя не обязательно, чтобы потолки были белыми.
  8. Баланс и пропорции. Стенная деревянная обшивка и подлокотники кресел позволяют использовать множество расцветок верхней и нижней части стены.
  9. Стеновые панели. С помощью окраски стеновых панелей можно преобразить комнату, сделать ее светлее, ярче, привлекательнее.

Наружные поверхности

Несколько факторов необходимо принять к рассмотрению при выборе цветов для покраски наружных поверхностей.

  1. Крыша. Цвет крыши должен гармонировать с цветом стен и отделки остальной части дома.
  2. Характерные элементы. Следует уделить внимание цвету фронтона, мансардных/слуховых окон и других строительных материалов снаружи. Например, цвет каменной/кирпичной кладки должен быть базовым при выборе цвета остальных наружных поверхностей.
  3. Двери — это хорошее место для использования ярких, акцентирующих цветов, например, красного.

Влияние искусственного освещения на проявление цвета
Следует выбирать цвет при том освещении, которое планируется в комнате или здании. Дело в том, что одни и те же цвета могут выглядеть по-разному при разном освещении (это явление называется «метамерия»). Следовательно цвета, которые сочетаются при дневном освещении, могут совершенно не сочетаться в лучах холодного люминесцентного света.

На примере следующей ситуации можно объяснить явление метамерии. Покупатель приходит в магазин с куском материи, тщательно выбирает цвет на палетах, совпадающий с цветом материи, ему готовят краску, которую он приносит домой. Затем красит комнату, делает дорогостоящую изготовленную на заказ драпировку. Тут выясняется, что цвет краски отличается от цвета материи, несмотря на то, что при сравнении в магазине в искусственном освещении, цвета совпадали. Фактически же и краска и материя выглядят по-разному при разном освещении.

Значение цвета для торговли
Раньше для торговли цвет не имел значения. В наше время практически каждый осознает важность цветового оформления. Изготовители краски тратят сотни тысяч долларов на то, чтобы у архитекторов, дизайнеров по интерьеру, подрядчиков и технического персонала были каталоги, по которым можно подобрать цвет.